+7(495)960-71-74
+7(925)772-08-34
Контакты
Написать письмо
    О компании
   Наши услуги
   Наши изделия
   Полезная информация
   Фотогалерея
   Строительство беседок
   Предложения


Все новости

Антиквариат. Антикварная мебель. Предметы старины. Готика и ренессанс.



 

ЭПОХА КАМИННЫХ И НАСТЕННЫХ ЧАСОВ

Несмотря на широкую популярность в Англии, напольные часы не получили такого распространения на континенте, хотя довольно любопытные экземпляры можно было встретить в Голландии. Между английскими и голландскими часовщиками всегда были тесные контакты; голландцы делали превосходные корпуса для еще более превосходных английских часовых механизмов. Справедливости ради надо отметить, что некоторые образцы часов, изготовленные в континентальной Европе, не имели себе равных на Британских островах. Примером могут служить: экстравагантные часы голландских и французских мастеров стиля bombe или крашеные шведские часы, сделанные из сосны. Европейские часы торжественно украшались аркообразной колонной. Однако большинству напольных часов континентальной Европы недоставало той торжественности и уверенности, которая была присуща английским часам, поэтому вполне понятно, что европейцы с континента вряд ли могли претендовать на роль лидера в часовом мастерстве. Совсем другая картина была с каминными часами.

Французское влияние

Каминные часы по внешнему виду во многом напоминали консольные часы з ручек. Появление каминных часов логически предполагало место для их смещения - наиболее удачную точку в интерьере гостиной, поэтому не было ела фантазии в совершенствовании дизайна каминных часов. Они стали своего рода формой прикладного искусства и науки, где не было никаких правил, и даже наличие циферблата было необязательно. Каминные часы могли нести строго функциональную нагрузку, могли быть бессмысленно и излишне декорированы, могли быть изящными, остроумными, рассудительными и приятными, могли полностью завладеть воображением художника краснодеревщика, специалиста по драгоценным металлам и латуни, скульптора, живописца цветными эмалями, гончара и самого часовых дел мастера. Качество механизма не имело решающего значения, он мог быть хорошим, плохим, посредственным, тот, кто мог позволить себе роскошь купить каминные часы, не обращал внимания на их качество.



Музыкальные консольные часы Георга III, сделанные из золоченой бронзы и черепашьего панциря лондонским мастером Бенджамином Барбером. В часах, как и в мебели, проявилось стремление все в большей степени усложнять некоторые виды характерных деталей, чрезмерно их украшая, что нередко давало нежелательный результат. Но это не относилось к консольным часам. Эти удивительные часы - один из шедевров в своем жанре, роскошные и в то же время не слишком вызывающие. Замена привычных цифр на циферблате турецкими придает часам особую оригинальность.

Несмотря на тот факт, что термин "каминные" является чисто английским, своей наивысшей популярности эти часы достигли во Франции, благодаря столько оригинальности вкуса высших слоев общества, сколько покровительству французского двора. Часовщики двора были привилегированной кастой, работавшей под патронажем самого короля. При Людовике XIV, короле-солнце, законы спроса и предложений, подчинившие интересы английской часовой индустрии, не всегда соотносились с возможностями французской казны. Создавались невероятно дорогостоящие произведения искусства и допускались самые невероятные эксперименты с уверенностью, что это не сильно отразится на статье государственных расходов.

Большинство дорогостоящих технологий изготовления часовых корпусов требовало филигранной работы, и это было еще одним шагом к чрезмерны: финансовым убыткам. Первые экземпляры французских каминных часов были, в основном, принадлежностью церкви. Однако, несмотря на их строгий архитектурный и официальный вид, налицо были все признаки дорогой отделки с использованием черепашьего панциря и инкрустацией латунью и серебром. Характерной чертой французских часов был особый метод выделния цифр на циферблате: каждая в отдельном металлическом или фарфоровом диске или картуше. Цифры покрывались черной эмалью, позже- голубой. Можно было смело утверждать, что основным требованием для французских часов - особенно в ЗО-е годы XVIII в. и позже - было то, чтобы все свободное пространство декорировалось. (Исключением здесь являются замечательные французские напольные часы-регулятор, напоминающие своим внешним видом лучшие английские образцы.)

Французские каминные часы начала XIX в. из красноватых тропических пород (розового) дерева колоннами, имеющими позолоченные края. На диске маятника видна шестиконечная звезда. Автор этих оригинальных часов не оставил своего имени. Часы явно отражали новаторские настроения в дизайне времен Империи, смело используя неограниченные возможности. Этот привлекательный экземпляр во многом напоминает немецкие часы стиля Бидермейер.

Французы усовершенствовали свое анкерное устройство использованием в маятнике решетки, заключающей в себе до девяти чередующихся медных и стальных стержней, нейтрализующих перепады температуры. Нельзя сказать с уверенностью, насколько это устройство было эффективней ртутного маятника Джорджа Грэхема, однако решение полностью игнорировать изобретение Грэхема кажется более чем странным, тем более что оно было широко применяемо среди английских часовщиков, крепко державших пальму мирового первенства. Можно лишь предположить, что этому просто не придавалось особого значения. Французских королей, в свою очередь, не особенно интересовал факт точного определения времени, то же касалось и остальных верноподданных; исключение составляли астрономы и мореплаватели. Если бы у французских часовщиков возникла необходимость изготавливать свою продукцию для рынка, их работа, безусловно, приняла бы иное направление, и мир стал бы беднее без этих утонченных тонченных предметов роскоши, которые не только невозможно подделать, но даже приблизиться к их совершенству, являющих собой яркий пример того, каких высот можно достигнуть в стране, где творчески рабоют превосходные мастера, не стесненные финансовыми возможностями.

Иногда кажется, что художники, занятые украшением часов (и это были далеко не отдельные случаи), намеренно создавали проблемы, чтобы затем находить удовольствие в их решении, как, например, инкрустация по неровной поверхности черепашьим панцирем, сплавом на оловянной основе, латунью, мореным рогом, морскими ракушками. Таким же образом французские краснодеревщики делали комоды (commodes), открытой поверхности которых придавался обязательный внешний лоск, даже если она была далеко неровной - вспученной, вогнутой, выпуклой, извилистой. Хотя французы и оставались совершенно равнодушны к напольным часам, у них все же появился свой эквивалент; часы на пьедестале – искусно сработанный механизм измерения времени, покоящийся на богато украшенном постаменте, декорированном позолоченным обрамлением и замысловатой инкрустацией, — след непременного участия известных французских гильдий мебельщиков ebenistes, прославивших на весь мир знаменитую французскую мебель. До периода Регентства (1715-1723) в где превалировала значительная степень формальности, но с наступлением эпохи Рококо, пришедшей на смену стилю Барокко, в моду вошли плавные изогнутые линии, некоторая асимметричность форм и новая композиция рисунка. В центре циферблата появился эмалевый диск, модель стала известна как циферблат из тринадцати частей.



Форма часов стала настолько замысловато изогнутой, что их уже невозможно было установить на подставке, поэтому многие превратились в настенные часы или пышные часы картель, где циферблату отводилось скромное место среди нагромождения декора в виде цветов, листвы, херувимов, солнца, классических мотивов и еще бог знает чего. Любой материал был в ходу. Иногда бронза нарочно подчернялась патиной, что обычно создавало впечатление благородной старины. На одних изысканных часах простой белый маятник помещен над рядом книжных полок, а на переднем плане изящная бронзовая фигура девушки, сидящей за письменным: столом. Наиболее распространенной темой были часы с лирой, часы-новинка, которые сами висели на решетчатом маятнике. Часы картель иногда делали из гнутого дерева, которое покрывалось гипсом (алебастр и шлихта) и позолотой. Следуя господствовавшему в ту пору стилю мебели Чиппендель, французские мастера стали изготавливать английские варианты часов. До XIX в. керамика была редким компонентом английских часов, зато французы часто применяли фарфор высшего качества - мейсен и севр, как правило, в сочетании с другими материалами. С приближением эпохи Неоклассицизм: стали входить в моду египетские, римские и греческие мотивы, а с ними изображения людей и животных, и нередко комнаты специально обставлялись с учетом установки в них часов - главного компонента интерьера.



Французские часы XIX в. из мрамора и золоченой бронзы, сделанные в форме средневековой башни, поверхность которой пересекается тонкими линиями, создающими впечатление кирпичной кладки. Под циферблатом позолоченная маска льва, размещенная здесь с единственной целью -несколько оживить пустующую поверхность корпуса. Трудно представить более неинтересный и скучный мотив для украшения часов.



Классические консольные часы Карла II второй половины XVII в., сделанные под черное дерево, снабженные ручкой для переноса — деталь, которая вскоре была изъята, по мере того как все больше внимания уделялось украшению верхней части корпуса часов. Торговцы антиквариатом без всякой на то причины никогда не принимали всерьез мебель под черное дерево. Существовало расхожее мнение, что оформление под черное дерево служило средством маскировки дешевых пород деревьев.

Эта бьющая ключом фантазия и щедрость чувств были пресечены Французской революцией, и в XIX в. Франции приходится начинать сначала, на равных, вместе с Англией, Германией, Швейцарией и в большей степени с Америкой как в часовом деле, так и в других видах прикладного искусства.

Совершенствование настенных часов

Существует несколько видов настенных часов: для присутственных мест, для жилых домов, от пышных часов картеля до более скромных - дешевых часовых механизмов, предназначенных для широких слоев простого люда. Часы, предназначенные для мест общественного пользования, как правило, больших размеров, обычно висят на стене или крепятся на кронштейнах (вокзальные часы). Поскольку главной задачей было определять время на расстоянии, вспомогательные циферблаты в таких часах не применялись. От них требовалась точность гораздо большая, чем от обычных часов такого рода, применявшихся в церквах или муниципальных зданиях.



Подборка часов скелетон XIX в. Готика, в стиле которой сделаны часы (третьи слева), была широко распространенным мотивом. Много выдумки и мастерства вкладывалось в поиски новых форм циферблатов, и нередко им придавались настолько пышные кружевные очертания, как на часах справа, что определить по ним время было довольно затруднительно.

Введенный в 1797 г. в Англии налог на все виды часов вызвал такую бурю негодования, что был в спешном порядке отменен, ибо создавал проблемы не только для общественности, но и для самих часовщиков. Однако это в то же время показало, какое огромное значение имели часы для общественных учреждений и присутственных мест. Как только часы там устанавливались, они очень быстро становились неотъемлемым интерьером данного общественного заведения.

Циферблатные часы были полностью круглыми или имели внизу отделение, называемое "солонка". Ход был основан на шпиндельном анкерном механизме и коротком маятнике. Часы кабачков и таверн с 1720 г. называют "Часами постановления парламента". Из-за своего длинного маятника они напоминают первые напольные часы, лишенные некоторых привычных элементов, таких, например, как пазухи свода по углам. Первые пружинные часы с коротким маятником появились около 1750 г. Приблизительно около 1770 г. корпус принимает округлую форму, которая некоторое время мирно сосуществовала с квадратным укороченным корпусом. Круглый циферблат сохранился вплоть до наших дней.

Часы с круглым циферблатом стали настоящим эльдорадо для мастеров XIX в., так как с появлением железной дороги возникла необходимость в точных часах. К 1896 г. протяженность железнодорожных путей Великобритании составляла 21277 миль, на сотнях вокзалов империи висело по нескольку часов, многие из них были двухсторонними. Почти все официальные и муниципальные здания имели большие часы. У магазинов часы висели над тротуаром под прямым углом. Большинство из них имели белый циферблат, в основе которого, как правило, была крашеная цинковая пластина.

Пожалуй, самыми знаменитыми часами того времени, если сравнивать с рядом обычных, были Венские часы-регулятор, покрытые богатой резьбой :-: удивительно красивые. Среди американцев наиболее популярными были часы-банджо, сделанные в 1802 г. Симоном Уиллардом (1753-1848). В дизайн часов были включены сцены реальных исторических событий. Гора Вернон и победа блестящего морского офицера Перри над англичанами на озере Эри в войне 1812 года за контроль над Великими Озерами была особо популярной темой. Французские часы имели некоторое влияние и в самой Британии. Многое говорит о том, что если бы обстоятельства были более благоприятные, Англия тоже пошла бы путем немалых финансовых расходов, если бы кто-нибудь взял на себя оплату счетов. Однако ни один из королей Георгов так и не собрался расщедриться. Астрономические и часы научно образовательного характера стали в Англии уже традиционными. Типичным примером, может служить глобус, вращающийся над часовым механизмом, сделанный Джоном Уайтхерстом (1713-1788), членом известного Бирмингемского Лунного Общества.



Двое часов Викторианской эпохи из черного мрамора. Часы справа инкрустированы яркими живописными мотивами и сильно выигрывают на общем фоне мраморных (зачастую на самом деле из аспидного сланца)часов. Промышленник и член правления Лунного Общества Матфей Бултон изготовил корпус из латуни, покрытой позолотой. Бултон занялся производством английских часов высшего качества, изготавливая корпуса и украшал их плавиковым шпатом - вид местного мрамора из Дербишир.

Джозайя Веджвуд придумал декоративный диск из бело-голубой яшмы для каминных часов высшего качества, а консольные часы оставались, тем не менее, стандартными английскими часами без особых изменений. XIX в. стал свидетелем смешения стилей. Там, где дело решали деньги, а вкус и чувство меры оставались на втором плане, английские каминные часы быт предметом восхищения или вызывали огорчение и недоумение. Как и у французов, здесь сохранялась тенденция к украшению часов дополнительными предметами, располагаемыми по бокам, что производило впечатление завершенности композиции. Пожалуй, одними из самых интересных были шарообразные часы, относящиеся где-то к 1800 г. Их отличительной чертой была оригинальная узкая ножка и любопытные инкрустированные сюжеты, разместившиеся ниже циферблата. Корпус часов делали обычно из красного дерева, а в инкрустации использовали атласное дерево. Консольные часы были в постоянном производстве, часто с готическим лоском : широко использовались стрельчатые арки, экстравагантные завершающие украшения с более прямоугольной геометрией, в то время как для выставки 1851 г. делались часы более причудливого и пышного дизайна. На этой же выставке впервые демонстрировались часы из паросского бисквита (имитация мрамора) и гальванизированного металла. Небезызвестный Дултон изготовил по случаю футляр из разноцветной керамики. Несмотря на рост массового производства, часовые механизмы, тем не менее, импортировались обычно из Германии, иногда из Франции. Римские цифры использовались все реже, оставаясьв основном на расписанных циферблатах XVIII ст. Им на смену арабские цифры. Часовые механизмы изготавливали уже на фабриках, а не в мастерских, и часовых дел мастер становился теперь чуть ли не ремесленником. Детали для часов штамповались на потоке и собирались рабочими низкой квалификации. Образовалась глубокая пропасть между массовым производителем и элитой часовщиков. Часы, сделанные известным английским часовщиком Дентом для обсерватории Гринвича в 1872 г., были самыми точными механическими часами, дававшими погрешность на одну сотую секунды в сутки.

Типичные каминные часы Викторианской эпохи делались в стиле древ-негреческого храма с колоннами и зачастую в гарнитуре. Традиционным материалом был "черный мрамор", являвшийся на самом деле аспидным сланцем. Такие часы стоили относительно недорого в силу того, что выпускались в большом количестве, а также из-за конкуренции иностранной продукции и были удивительно надежными и жизнестойкими, похожими на те, что устанавливали в автомобилях до появления электрических часов и которые затем охотно извлекали из старых или разбитых автомобилей и помещали в дорогой, более подходящий корпус.



Наиболее типичная модель каминных часов Викторианской эпохи, сделанных из черного мрамора (аспидный сланец) в форме древнегреческого храма, иногда с колоннами, иногда без них. Часы значительно выигрывают на фоне других за счет контрастного и динамичного рельефного сюжета на фронтоне.



Викторианские мраморные часы с позолоченными птичками и филенкой из цветного мрамора,оживляющей однотонность мраморного корпуса. Трудно сказать, почему черный мрамор был столь популярен. Иногда в угоду капризной моде деревянные корпуса часов лакировались под черный мрамор, что было значительно дешевле.

Часы скелетон, появившиеся во Франции в конце XVIII в., но изготавливаемые также в больших количествах в Британии, представляли собой оголенный часовой механизм хода, смонтированный на деревянной подставке и помещенный под стеклянный купол. Готические часы скелетон, продаваемые по каталогу от лондонской фирмы в Клеркенвелле, были на хорошем ходу, однако циферблат был настолько загроможден ненужными деталями, что время было почти невозможно определить. Часы скелетон но сих пор пользуются широким спросом, и многие часовщики – нащупали настоящую золотую жилу, наладив их изготовление.

Немецкие и американские часы

Престиж профессии часовщика во второй половине XIX в. Заметно снизился.. Казалось, дальнейший прогресс уже невозможен; если бы даже и наметилось какое-нибудь продвижение вперед, то все равно идея не нашла бы финансовой поддержки. Крупнейшие часовые заводы того времени находились в Германии и Америке. Фирма "Блэк Форест" имела давнюю традицию изготовления часов «своими руками», берущую начало с XVII в., когда все детали часов, включая и часовой механизм, делались из дерева, а в качестве гирь подвешивались речные камни. Фермеры, которые делали часы сами для себя, стали впоследствии профессиональными мастерами. Несмотря на то, что маятник был изобретен в 1657 г., часовщики "Блэк Фореста" стали его применять лишь в 1740 г., помещая его перед циферблатом. Первые часы "Блэк Фореста" нужно было заводить каждые двенадцать часов, и они спешили или отставали в среднем на 20 минут в день.



Пирамидальные полочные часы XIX в., сделанные фирмой "Джером и компания" из Нью Хэй-вена. Эти часы - одни из самых первых образцов массовой продукции. Чонси Джером (1793-1860) начал бизнес по производству часов ок. 1821 г., а в 1855 г. компания переименовывается в "Нъю Хэй-вена Клок Компани". В 1860 г. Джером опубликовал книгу "История американского часового бизнеса".

Механизм боя появился в 1730 г., почти одновременно с довольно знаменитыми часами-кукушкой, достигшими своего совершенства к 1870г. Первые циферблаты изготавливались из дерева, затем из f .-маги, которую наклеивали на дерево. Далее швейцарские часовщики сделали следующий шаг, довольно необычный в технологии изготовления часов, - вывели круглую часть циферблата с заднего плана на передний. Где-то в это же время происходит разделение труда: один мастер делает часовой механизм, другой занимается резьбой, а третий где-нибудь в далеких снежных Альпах мастерит кукушку. Латунные колеса приходят на смену деревянным, а стек-лянные колокольчики уступают место латунным.

На международном рынке американские часы пользовались большим спросом несмотря на то, что розничная цена немецких часов была всего 15 шиллингов. В США движение "сделай сам свои часы" началось в 1807 г. Часы высылались из Соединенных Штатов в комплекте почтовым заказом. Идея была новой, оригинальной и совершенно непохожей на прежние. Известные как полочные часы, они стояли из 40 деталей, которые собирались в считанные минуты. На задней стенке прямоугольного ящика заказчик находил рекламный материал, инструкцию по сборке и картинку, наклеенную на полустеклянное дно. Вместо покраски использовалась облицовка шпоном, что значительно облегчало сборку в отличие от немецких часов. Появлялись различные стили: круглая готика, называемая "пчелиный рой", и ланцевидная готика, наиболее популярный дизайн, выпускавшейся миллионными экземплярами, и послуживший моделью для будильников сороковых годов. Немцы отлично понимали, какую угрозу несет американская продукция их рынку, и выпустили в 1840 г. новинку, на которую возлагали большие надежды, - часы с картинкой. Часы заключали в себе миниатюрный часовой механизм, расположенный в центре взятой в орнамент картинки, однако гири, свисавшие за границы орнамента, снижали впечатление. Разочаровавшись отсутствием должного эффекта, немцы начинают в 1861 г. копировать американские часы. Копии были настолько точными, что сегодня немудрено принять немецкие часы I а американские.

В историческом плане история часов в XIX в -это история развития промышленности того времени; отказ Британии идти в ногу со временем и тенденция почивать на лаврах, все возрастающая непоследовательность Франции, особенно после ее поражения во франко-прусской войне, и, наконец, стремление новых супердержав – Германии и Соединенных Штатов - овладеть передовыми технологиями и методами производства часов.



Внизу: Довольно эксцентричный экземпляр часов скелетон XIX в., который производит впечатление посещения зоопарка, где посетитель смотрит на животных сквозь прутья решетки. Эти часы еще раз переносят нас в Викторианскую эпоху, когда английские часовщики не жалели сил и времени на смелые эксперименты, используя все свое мастерство и ноу-хау для создания изделий, которые не назовешь иначе, чем гротескными.

Проект компании ООО "Наследие Веков Эксперт"
© 2009
Главная         О компании         Наши услуги         Полезная информация         Фотогалерея