+7(495)960-71-74
+7(925)772-08-34
Контакты
Написать письмо
    О компании
   Наши услуги
   Наши изделия
   Полезная информация
   Фотогалерея
   Строительство беседок
   Предложения


Все новости

Антиквариат. Антикварная мебель. Предметы старины. Готика и ренессанс.



Развитие мебельных стилей.

Краткая характеристика конструктивных и технологических признаков и отделки мебели

Под стилем мебели принято понимать совокупность особен­ностей общего вида мебели и ее деталей: формы, рисунка, про­порций, расположения частей, характера конструкции, мате­риала, включая способы обработки, орнаментовку и расцветку изделия. В стиле отражаются стремления и господствующие вкусы того или иного времени.

Стили развивались в зависимости от особенностей того или иного исторического периода и являлись его своеобразным отра­жением



Египетский табурет с точеными ножками

Египетская мебель (XXXIV—XXIX вв. до н. э.).

Образцы мебели, относящиеся к этому времени, .свидетельствуют что мебель в Египте делалась почти исключительно из дерева и богато отделывалась. Так, например, ларцы, изготовлявшиеся из черного (эбенового) дерева. Египтяне инкрустировали мебель слоновой костью, спинки кресел покрывали сквозной резьбой. На мебели укрепляли украшения в виде накладок из драгоценного металла с цветной эмалью.

В числе предметов мебели, кроме ларцов, были табуреты, кровати, стулья, кресла и сундуки. Отдельные пред­меты мебели изготовлялись по-разному. Так, например, табуреты делали обычные или складные, верхней обвязке табуретов сооб­щали прогиб, сиденье делали мягким, покрывая его циновкой, сплетенной из тростника или из полосок кожи. Конструктивно мебель напоминает современные рамочные изделия. Сундуки, например, для хранения домашнего инвентаря египтяне изготавливали из рам с вставленными в них поперечными досками, сво­его рода филенками.

Инструментами для обработки древесины служили: топор, двуручная пила, деревянные молотки, тесло (инструмент для выравнивания поверхности древесины), лучковое сверло. Шеро­ховатости удалялись лощением поверхности камнями.

Для изготовления мебели в Египте применяли древесину местных пород: нильской акации, тамарника, ивы, а также дре­весину, привозившуюся из соседних стран: черного дерева, дикой смоковни­цы, пальмы, тиса, оливко­вого дерева, ливанского кедра, можжевельника и кипариса.

Греческая мебель (V в. до н. э.).

К числу наибо­лее распространенных предметов греческой ме­бели относились лари, не­большие столы на трех опорах, табуреты и стулья. Табуреты и стулья отличались гармо­ничностью и имели изо­гнутые ножки круглого или четырехгранного се­чения. Отдельные части скреплялись, металличе­скими скобами или дере­вянными накладками.



Барельеф, на котором видно изображение греческого стула

Для соединения стенок ларей применяли шпунты и шпонки.

В древней Греции мебель изготовляли из дре­весины: сосны, пихты, кедра, кипариса, бука, тиса, фисташки, тополя, дуба, липы, оливкового и изредка черного дерева.

Древнеримская мебель (.И в. н. э.).

Древние римляне, кроме деревянной мебели, делали мебель из бронзы и мрамора, а также пле­тенную из ивовых прутьев, которая во многом напоминает со­временную. К числу изготовляемых предметов мебели относи­лись табуреты, скамьи, стулья и кресла с подлокотниками, столы круглой и прямоугольной формы. Мебель отличалась обилием орнаментации и украшений.

Римский стол

Деревянную мебель украшали резьбой, позолотой, инкруста­цией из древесины ценных пород, эмалью, кусочками фаянса, золотом и серебром. Мебель декоративную неподвижную делали из белого или цветного мрамора или бронзы. Круглые столы делали на трех ножках, прямоугольные — на сплошных боковинах, украшенных рельефной резьбой.

Для изготовления деревянной мебели, римляне применяли клен, березу, тис, можжевельник, дуб, липу, кипарис, ель, дуб, самшит и др.

Для редкой, особенно художественной, мебели применяли лимонное, эбеновое дерево и наплывы клена.

Мебель романского стиля.

В XI—XIII вв. во Франции, Англии, Германии, Швеции, Норвегии и других государств господствовал романский стиль. Большинство предметов не этого стиля — седалища, пюпитры, шкафы, ризницы — относится к обстановке культовых зданий. Основным бытовым предметами того времени был сундук, который заменял стол, стул, и шкаф и являлся принадлежностью, как богатых, так и бедных домов. Для удобства передвижения сундуки делали на небольших окованных ножках. Поставленный вертикально, сундук стал прототипом шкафа.



Шкаф, окованный железными полосами, романского стиля

Формы мебели романского стиля довольно просты. Конструктивные элементы ее часто используются с декоративными целями.

Появившиеся позже кресла, скамьи и стулья стиля состояли из соединенных друг с другом точеных стержней. Кроме стульев и кресел на четырех ножках, существовал точеный треногий табурет, широко распространенный в западной Европе.

Вся мебель этого времени окрашивалась в яркие цвета. Украшением служили узорчатые орнаменты и пестро раскра­шенные фигуры, которые впоследствии уступили место рельефной резьбе.

Материалом для изготовления мебели романского стиля слу­жила древесина ели, кедра и дуба.

Ассортимент предметов домашнего обихода эпохи романского стиля — сундук, стол, кресло, стул, табурет, кровать, и очень редко шкаф — с течением нескольких столетий без всякого изменения сохраняли свои формы, про­порции и украшения

Мебель готического стиля.

В XIII в. во Франции возникает новый, стрель­чатый, готический стиль. Распростра­нившийся вскоре во всей Западной Европе, он господствовал до начала XVI в. Возникнув в культовых соору­жениях и мебели, готический стиль распространился на городскую мебель и получил выражение в немногочис­ленных украшениях, нанесенных на романскую конструкцию. В это время появляется стремление придать пред­мету изящество, стройность и простоту формы.

Готический стиль в мебели харак­терен тем, что отдельные предметы (например сундук, скамьи, кровати и пр.) прочно соединены с деревянной обшивкой стен и составляют как бы часть дома

Мебель готического стиля развива­лась на основе использования сундука как основного элемента Так кресла имели очень высокие глухие спинки, глухие подлокотники и подъемные сиденья. Такой же вид имели скамьи.



Сундук готического стиля, украшенный резьбой

Два сундука, поставленные один на другой, образовали впоследствии шкаф.

В XV в. появляются большие шкафы с двумя или четырьмя герцами, Форма обеденных столов также получила дальнейшее развитие, в результате чего появляется письменный стол – бюро.

Основным украшением мебели готического стиля была резьба очень разнообразного характера: плоская или рельефная (скульптурная).

В эпоху позднего Готического стиля древесину мебели иногда раскрашивали или покрывали позолотой.

При изготовлении мебели романского стиля, формы которой были крайне просты, главная роль принадлежала плотнику и кузнецу. При изготовлении мебели готического стиля, с явно выраженным стремлением к изяществу и строгости форм, место плотника и кузнеца занимает столяр, слесарь и резчик, а при окончательной отделке — живописец и позолотчик.

Основным материалом для изготовления мебели готического стиля является дуб. Кроме дуба, применялись и другие местные породы деревьев: ильм, ясень, клен, сосна и ель.

Мебель эпохи Возрождения (XV—XVI вв).

Стиль эпохи Возрождения (Ренессанса) относят, прежде всего к итальянской мебели, где он господствовал наиболее продолжительное время и был особенно ярко выражен.

К расцвету эпохи Возрождения в итальянской мебели по­явился целый ряд новых, ранее не встречавшихся предметов мебели; поставец своеобразной конструкции, письменный шкаф-конторка, мягкое кресло, шкаф с четырьмя дверцами. Особой разновидностью итальянских шкафов позднего периода Возрож­дения являются шкафы-кабинеты. Это поставленный на подставку шкаф, имеющий три или пять рядов маленьких ящиков.

Мастера эпохи Возрождения заимствуют форму мебели у древних греков и римлян, пользуясь произведениями искусства, находимыми во время раскопок. Для украшения мебели этого времени особенно широко применяют такие формы, как львиные лапы, маски, бараньи головы, кронштейны, а также всевозможные архитектурные шаблоны: фризы, карнизы, пилястры, полуколонны и круглые, несколько отставленные от предмета колонны. с базами и капителями, каннелюрованные (с желобками), покрытые резным орнаментом или гладкие.

Со второй половины XVI в. формы мебели принимают особенно нарядный и изящный вид.

Отделка предметов мебели в эпоху итальянского Возрожде­ния также достигает большого разнообразия. Глубокую резьбу покрывают позолотой с цветным фоном в некоторых местах, иногда рельефные украшения делают из позолоченного левкаса (смеси мела, гипса и клея).

Основным материалом для изготовления мебели в эпоху Воз­рождения была древесина орехового дерева. Ее обрабатывали протравой и воском или протирали маслом, чтобы придать по­верхностям темно-коричневый тон. Кроме ореха, для изготовле­ния мебели применяли древесину дуба, каштана, ясеня, яблони, самшита, кедра, ели и др.

В Северной Италии вместо резьбы мебель украшали инкру­стацией из слоновой кости или из светлого и черного дереза в виде геометрических узоров. Такой вид отделки называется чертозианской мозаикой. Начиная с последней четверти XV в., резьбу вытесняет все более широко распространяющийся спо­соб — интарсия. Этот способ украшения заключается в том, что в поверхность предмета, сделанного из дерева, вставляют фи­гуры, вырезанные из другого, отличного по цвету, дерева или иного материала, так чтобы они находились на одном уровне с отделываемой поверхностью. Часто этим способом на поверхно­стях мебели создавались целые картины.

      

Мебель эпохи Возрождения:

а -шкаф итальянской работы; б — двойкой шкаф французской работы


Эпоха Возрождения во Франции достигла своего расцвета, когда в Италии Ренессанс переживал закат. Начало француз­ского Возрождения отличается наличием большого количества элементов готического стиля, Кресла с высокими спинками, табу­реты, столы, лари, шкафы, поставцы и пр. сохраняют еще прин­ципы готической конструкции, но отделаны уже элементами орнамента эпохи Возрождения.

Мебель периода расцвета французского Возрождения ( 80 гг. XVI в.) характеризуется преобладанием пышных древне­римских мотивов.

Во Франции мебель также изготовляют в основном из ореха и украшают вставками из небольших плиток цветного мрамора с инкрустацией по нему из разных пород камня. Большой ввоз черного дерева, палисандра и гаванского кедра приводит к рас­цвету интарсии и маркетри. Эти виды отделки частично вытес­няют резные украшения. Техника маркетри, как и интарсия, от­носится к типу мозаичных работ из цветной древесины и других материалов (металла, слоновой кости, черепахи). В маркетри рисунок, сделанный из кусочков разноцветной фанеры, наклеи­вается па какую-либо часть мебели, тогда как в интарсии рису­нок углубляется в массив изделия.

Мебель стиля барокко.

Стиль эпохи Возрождения сменился в XVII в. стилем барокко. Сначала это произошло в Италии, а затем и в других странах Европы. В отличие от мебели стиля Возрождения, где большое значение придавали профилированным деталям отделки и характерной чертой мебели являлись прямые, спокойные линии, в мебели стиля барокко преобладаю криволинейные формы, украшенные рельефной резьбой и позолотой. Кресла (табуреты) очень массивные, обильно украшенные резьбой с проногами в виде крестовин с резным вазоном В редине, обиваются темным бархатом с крупными узорами.

Крышке стола придается шести- или восьмиугольная форма Боковая кромка ее украшена мелкой резьбой и несет на ce6s резной подвесной орнамент. Вместо обычного дл итальянского Ренессанса типа ножек в виде массивных опор является одна точеная ножка в виде вазы, к ней с трех стор примыкают скульптурные кронштейны, оканчивающиеся внизу звериными лапами. Все это подстолье стоит на массивном осно­вании, также сплошь покрытом резьбой. Во Франции стиль барокко назывался стилем Людовика XIV и также отличался перегруженностью украшениями. Материалом для мебели в это время служит древесина местных пород, хорошо поддаю­щаяся резьбе, или привозная цветная древесина, главным образов черного дерева, богато инкрустируемая серебром, медью, перла­мутром или древесиной разных цветов.



Мебель стиля барокко:

стол с подстольем, украшенным резьбой; б — бюро (кабинет) с верхними филенками из окрашенного стекла
Большое место в украшении мебели занимали золоченые бронзовые накладки, профилированные пояски и даже целые ба рельефы, сделанные из листовой бронзы (рис. 8). По имени придворного фабриканта Андре Шарля Буля такая мебель носит название мебели Буль.



Шкафчик с двумя дверцами и брон­зовыми золочеными накладками работы Буль

В XVII—XVIII вв. в тяжелом стиле Людовика XIV появ­ляется склонность к облегчению форм. Прямоугольные формы мебели Буль исчезают и заменяются изогнутыми линиями. По­золота уступает место дереву, покрытому воском.

Б немецкой мебели стиля барокко в XVII—XVIII вв. наблю­дается чрезмерная тяжеловесность резных и токарных украшений. Особенно широкое распространение как декоративный элемент получили витые колонны. Кроме немецкой мебели, витые колонны широко украшали и итальянскую мебель этого времени. Среди крупных предметов обстановки главное место занимают огромные платяные шкафы, представляющие собой иногда целое архитектурное сооружение.



Платяной шкаф немецкой работы стиля барокко

Голландская мебель XVI—XVII вв. отличается своеобразной формой. Она состоит из витых круглых стержней, на которых оставлены небольшие четырехгранные участки, служащие местом соединения стержней



Стул из витых стержней голландской работы стиля барокко

Спинку и сиденье таких кресел обычно обивали кожей или гобеленовой тканью. Обивку прикреп­ляли редко расположенными гвоздями с крупными шляпками. Материалом для изготовления мебели в Голландии служил вначале дуб местных пород, позже орех, а затем в результате оживленной связи Голландии с колониями самая разнообразная древесина, в основном привозная. В отделке появляются встав­ки из черного, амарантового, палисандрового и розового бразильского дерева.

Мебель стиля рококо (XVIII в.).

Характерной чертой стиля рококо, пришедшего на смену стилю барокко, является полное отсутствие прямых линий, округление всех углов Маскировка мест скрепления отдельных частей мебели резьбой, бронзовыми накладками или другим способом с. целью создать впечатление цельного пластичного объема. Диван, так же как и в предыдущую эпоху, образуется путем соединения трех кресел с общей обвязъю



Мебель стиля рококо:

а — стул; 6 — Кресло; в — дверь


Стиль рококо во Франции называли стилем Людовика XV. Материалом для мебели этог стиля служит древесина мест­ных пород (орех, липа и т. п.). хорошо поддающаяся мелкой тонкой резьбе. Поверхность готового изделия красили в белый, зеленый, голубой и другие цвета, лакировали и в некото­рых местах золотили. Иногда употребляли и дорогие сорта привозной древесины: амаран­та, палисандра, розового и чер­ного дерева, тонкие фанерки которого наклеивали на гото­вый каркас. Так отделка спо­собом маркетри постепенно за­меняет резьбу. Кроме того, большое место в отделке мебе­ли занимают бронзовые наклад­ки, выполненные в виде листьев, гирлянд, цветов и орнаментных завитков.

В Англии стиль рококо тесно связан с именем выдающегося краснодеревца Томаса Чиппенделя (1709—1779), который соз­дал мебель, отличающуюся большой комфортабельностью. На форму нового стиля английской мебели оказала влияние местная готическая и голландская мебель, характерные черты которой (изогнутые ножки стульев и диванов, оканчиваю­щиеся лапой, держащей шар), были заимствованы из Китая.

Чиппендель добился уменьшения массивности отдельных частей мебели и улучшил ее пропорции.

          

Английская мебель Чиппенделя:а — диван; б — стул

В последней трети XVIII в. в Англии появляются новые на­правления в характере мебели. Их вносят краснодеревцы-мебель­щики Хепльуайт и Шератон. Мебель Хепльуайта имеет много линий и опирается на прямые, суживающиеся книзу ножки четырехгранного или круглого сечения



Английская мебель Хепльуайта

Мебель Шератона характеризуется отсутствием изогнутых линий, (Подбором и сочетанием тонов разных пород дерева: крас­ного, розового, палисандром и др.



Шифоньер работы Шератона

Классицизм.

В противоположность мебели стиля рококо мебель классицизма характеризуется ясно выра­женной конструкцией пря­мого угла. Класси­цизм во Франции носил на-, звание стиля Людовика XVI.



Комод наборного дерева с бронзой в стиле Людовика XVI

В отделке мебели стиля Людовика XVI, возникшем из классических форм, появились крылатые животные, строго спокойные колонны, с орнаментовке—факелы, кол­чаны, вазы, музыкальные инструменты и т. д. Харак­терными являются овальные спинки кресел и стульев. Для мебели этого стиля была характерна отделка фанерованием красным де­ревом и другими экзотиче­скими породами с украшениями, сделанными спосо­бом маркетри и выявлением текстуры древесины. Кроме того, в отделке мебели применяли позолоту и черный в сочетании с бронзовыми или фарфоровыми накладками. Более известными мебельщиками этого периода были Ризенер, Жакоб и др.



Бюро, украшенное деревянной мозаи­кой, работы Ризенера



Кресло и стул работы Жакоба

Переходом от стиля Людовика XVI к стилю ампир является мебель времени Директории и Консульства .



Мебель в стиле Директории и Консульства

Формы мебели этого периода указывают на стремление к прямолинейности и строгости. В России классицизм XVIII в. непосредственно перешел в ампир, который держался в России несколько дольше, чем в Западной Европе и сохранял больше черт, унаследованных от классицизма

Мебель стиля ампир

Стиль ампир характерен стро­гими линиями, изяществом и простотой.

Излюбленная тематика в отделке ампира — оружие, трофеи, победные летящие фигуры с трубами, лавровые венки.



Мебель в стиле ампир

Ножки столов, кресел, диванов, стульев стиля ампир укра­шали изображениями сфинксов, гриффонов, львиных лап. Мебель этого периода характеризуется тем, что на нее переносятся античные, в особенности римские архитектурные формы; колонны, пилястры, консоли, карнизы и фризы. Формы мебели прямо­угольны, массивны, замкнуты, профили и выступы на ней встре­чаются редко, поэтому важную роль играет фактура материала, покрытая резными украшениями, профилями. Наиболее распространенным материалом в это время является темное красное дерево. Его гладкую поверхность украшают бронзой, отдельные детали покрывают резьбой. Мебель этого сттиля при всей пышности отделки не была удобной

Русская мебель.

Русская мебель исторически развивалась в условиях менее благоприятных, чем западноевропейская. суровый климат страны был причиной более тесного уклада жизни. Деревянные постройки, распространенные в городах и селах, не были долговечны и часто страдали от пожаров и вражеских нашествий. Все это не способствовало накоплению мебели.

Культовой мебели в России было мало. Предметы мебели в России были немногочисленны и неслож­ны. Основными были пристенные широкие лавки, служившие для сидения, отдыха и сна. Иногда под сиденьем между опорами устра­ивали задвижные дверцы, образуя место для хранения домашней утвари.

Наряду с лавками в обиходе бы­ли скамьи со спинками, а также столы обеденные с дощатыми, соб­ранными на шпонках столешница­ми. Столы имели подстолья в виде шкафчика. Такие столы делали из сосны или липы и окрашивали. Иногда столы изготовляли из дуба. Кроме лавок и скамей, для си­дения служили табуреты с квадрат­ным или круглым сиденьем.

Для хранения посуды служили открытые полки или поставцы в форме невысоких (70—80 см) по­вешенных на степы этажерок без дверей, с занавесками. Делались также закрытые шкафчики, висячие с бронзой русской работы или стоячие на полу или особом подстолье.



Стул красного дерева с бронзой русской работы



Стулья и кресла до начала XVIII в. (до Петра I) употребля­лись очень редко. Позже, они были введены в подражание ино­странным. Для хранения одежды, белья и пр. служили сундуки и ларцы.

Мебель изготавливали столяры. Имеются сведения о существо­вании столяров в XI—XIII вв. Они назывались теслярами. Уже в это время столяры пользовались целым рядом различ­ных инструментов: теслами, топорами, долотами, сверлами, пи­лами, стамесками, молотками и даже рубанками.

В XVII столетии в Россию, кроме парадных предметов мебели, стали все больше проникать из западных стран предметы более бытового характера. Русское мебельное искусство стало быстро развиваться с пер­вой половины XVIII в. Изготовлялась мебель в основном в помещичьих усадьбах. Применялись для этого многие отечественные породы дерева (орех, береза, то­поль, осина, ясень и др.), которые окрашивались почти всегда под красное дерево — очень модное в то время.

В конце XVIII и начале XIX в. в период классицизма в России мебель можно было разделить на две резко отличающиеся группы: уникальную парадную мебель для больших дворцов, украшенную резьбой, позолотой, бронзой, изго­товляемую по проектам крупных зодчих, и бытовую мебель заго­родных помещичьих усадеб и го­родских домов, изготовляемую крепостными мастерами.

Из украшений, помимо резьбы, позолоты и бронзы, во второй по­ловине XVIII в. широко была распространена инкрустация. К концу XVIII в. инкрустацию стали применять значительно реже. В начале XIX в., среди украшений мебели, инкрустация совсем отсут­ствовала. Кроме красного дерева, в это время широкое распространение получила карельская береза с раскладками из черного дерева или мореного дуба



Шифоньер карель­ской березы с раскладками из черного дерева русской работы



Кровать карельской березы в стиле Александ­ровского ампира

Для мелких поделок употребляли березовый кап, причем не только в естественном виде, по и в виде фанеры При выполнении отделочных работ в дворцовых сооружениях использовали древесину, ввозимую из-за границы. Особенно часто применяли ее для изготовления паркетных (штучных) полов. Лучшие штучные полы (например в Гатчинском дворце) изго­товлялись из амаранта, оливкового дерева, пастерозы, пальмы, сандала, желтого, розового и красного дерева.

Русская мебель стиля ампир (Александровский ампир 1801 -1825 гг.) заметно отличается от иностранных образцов. Ее форш проще, несколько грубее, она более монументальна. Несмотря в отсутствие пышности, присущей мебели этого времени в Западно Европе, она отличается красотой пропорций и согласованность* отдельных частей. Золоченая бронза в русской мебели почти не встречается, ее заменяет позолоченная лепка и гипса и левкаса или резьба по дереву.



Кресло по рисунку архи­тектора Воронихина русской работы начала XIXв



Шифоньер полираванного красного дерева русской работы начала XIX в.

Из числа предметов мебели, изготовляемой в России, в это время следует назвать прежде всего большие выглядевшие очень торжественно диваны, стулья, кресла. Они изготовлялись часто с глухими округлыми спинками. Кроме того, были распространены преддиванные столы па одной стойке в виде тумбы, шифоньеры, комоды, горки. Входили в моду большие зеркала и кровати.

Стиль ампир явился последним большим стилем в истории архитектуры и мебели. С 30-х годов XIX в. господствуют различные быстро сменяющие друг друга модные течения. Порою это приводило к комбинации элементов, заимствованных из различных стилей и прошлых эпох, к смешению различных форм, неувязанных между собой в гармоническое целое. Это нередко приво­дило к декоративной пере­груженности чуждыми украшениями, нарушению пропорций, несогласован­ности отдельных частей.

В 50-х годах XIX в. начала появляться гнутая мебель, которая благода­ря своей дешевизне нашла широкое применение.

В 90-х годах XIX в. развивается стиль модерн, характерной особенностью которого являются кривые линии и растительные мо­тивы как в орнаменте украшений, так и в форме архитектурных деталей.



Буфет в стиле модерн

Влияние стиля модерн сказывалось в мебели до начала 30-х годов настоящего столетия.

В настоящее время в целях индустриализации мебельной промышленности создаются новые формы мебели, наиболее пригодные к условиям массового производства. Особенно большое распространение приобретает мебель про­стая по форме с преобладанием гладких поверхностей с краси­вым подбором облицовочной фанеры, удобная для пользования и технологичная в производстве. Такая мебель создастся на базе унифицированных деталей и узлов в виде наборов, пригод­ных для полной обстановки малометражных квартир.

 

 

Проект компании ООО "Наследие Веков Эксперт"
© 2009
Главная         О компании         Наши услуги         Полезная информация         Фотогалерея